четверг, 20 сентября 2012 г.

«В КВАРТАЛАХ ДАЛЬНИХ И ПЕЧАЛЬНЫХ…»



«Борис Рыжий был самый
талантливый поэт своего поколения».
/Е. Рейн/


На  25 московской международной  книжной выставке-ярмарке 2012  в номинации «Поэзия» Книгой года назван сборник  стихов Б. Рыжего «В кварталах дальних и печальных…: Избранная лирика. Роттердамский дневник». Кто знает этого автора  возрадуется, кто не знает сделает для себя приятное открытие. Я принадлежу к последним. С радостью соседствует печаль: слишком коротка оказалась  жизнь Бориса  Рыжего.  Всего  неполных 27 лет (1974-2001). Сделать же успел многое:  стать горным инженером, закончить аспирантуру, стать  мужем и отцом, но главное он был Поэтом.
Полный перечень событий короткой жизни  -  наград, успеха,  анализа его поэзии можно прочитать в Википедии, я же попыталась представить биографию поэта, используя тексты его стихотворений.

      
***
Осыпаются алые клёны,
полыхают вдали небеса,
солнцем розовым залиты склоны —
это я открываю глаза.

***
Я родился - доселе не верится -
в лабиринте фабричных дворов
в той стране голубиной, что делится
тыщу лет на ментов и воров.
Потому уменьшительных суффиксов
не люблю, и когда постучат
и попросят с улыбкою уксуса,
я исполню желанье ребят.

***
 Еще не погаснет жемчужин
соцветие в городе том,
а я просыпаюсь, разбужен
протяжным фабричным гудком.
Идет на работу кондуктор,
шофер на работу идет.
Фабричный плохой репродуктор
огромную песню поет.
А я, собирая свой ранец,
жуя на ходу бутерброд,
пускаюсь в немыслимый танец
известную музыку под.
Как карлик, как тролль на базаре,
живу и пляшу просто так.

***
Двадцать лет я хожу по огромной стране,
где мне жить, как и Вам, довелось, дядя Саша,
и все четче, точней вспоминаются мне
Ваш прелестный костюм и улыбочка Ваша.
Вспоминается мне этот маленький двор,
длинноносый мальчишка, что хнычет, чуть тронешь,
и на финочке Вашей красивый узор:
- Подарю тебе скоро (не вышло!), жиденыш.

***
Вдруг вспомнятся восьмидесятые
с толпою у кинотеатра
"Заря", ребята волосатые
и оттепель в начале марта.
В стране чугун изрядно плавится
и проектируются танки.
Житуха-жизнь плывет и нравится,
приходят девочки на танцы.

***
Я тоже стану музыкантом
и буду, если не умру,
в рубахе белой с черным бантом
играть ночами, на ветру.


**************************************************************


Другие стихотворения  Бориса Рыжего:

МОРЕ

В кварталах дальних и печальных, что утром серы
и пусты, где выглядят смешно и жалко сирень и прочие
цветы, есть дом шестнадцатиэтажный, у дома тополь
или клен стоит ненужный и усталый, в пустое небо
устремлен, стоит под тополем скамейка, и, лбом
уткнувшийся в ладонь, на ней уснул и видит море
писатель Дима Рябоконь.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Но море сине-голубое, оно само к нему пришло и,
утреннее и родное, заулыбалося светло. И Дима тоже
улыбнулся. И, хоть недвижимый лежал, худой, и лысый,
и беззубый, он прямо к морю побежал.
Бежит и видит человека на золотом на берегу. А
это я никак до моря доехать тоже не могу – уснул,
качаясь на качели, вокруг какие-то кусты. В кварталах
дальних и печальных, что утром серы и пусты.


****
Не покидай меня, когда
горит полночная звезда,
когда на улице и в доме
всё хорошо, как никогда.
Ни для чего и ни зачем,
а просто так и между тем
оставь меня, когда мне больно,
уйди, оставь меня совсем.
Пусть опустеют небеса.
Пусть станут чёрными леса.
пусть перед сном предельно страшно
мне будет закрывать глаза.
Пусть ангел смерти, как в кино,
то яду подольёт в вино,
то жизнь мою перетасует
и крести бросит на сукно.
А ты останься в стороне —
белей черёмухой в окне
и, не дотягиваясь, смейся,
протягивая руку мне.
 
****
Я по листьям сухим не бродил
с сыном за руку, за облаками,
обретая покой, не следил,
не аллеями шёл, а дворами.
Только в песнях страдал и любил.
И права, вероятно, Ирина —
чьи-то книги читал, много пил
и не видел неделями сына.

****
Воду ржавую хлещешь из крана,
и не спится, и бродишь всю ночь
коридором больничным при свете
синем-синем, глядишь за окно.
Как же мало ты прожил на свете,
неужели тебе всё равно?

****
Я ушел навсегда, но вернусь, однозначно —
мы поедем с тобой к золотым берегам.
Или снимем на лето обычную дачу,
там посмотрим, прикинем по нашим деньгам.
-
Станем жить и лениться до самого снега.
Ну, а если не выйдет у нас ничего —
я пришлю тебе, сын, из Голландии Lego,
ты возьмешь и построишь дворец из него.

/адресовано сыну — семилетнему Артёму/


 А  еще лучше послушать стихи  Б.Рыжего в исполнении Евгения Миронова



Поют и песни на стихи Б.Рыжего



Ставят спектакли: мастерская П.Фоменко представляет книгу  «В кварталах дальних и печальных»


Иванова  Л.

1 комментарий:

  1. Спасибо за стихи, но только зачем кастрировали такое прекрасное стихотворенье "Море".

    ОтветитьУдалить

Популярные сообщения