четверг, 24 апреля 2014 г.

ВОЗЬМЕМСЯ ЗА РУКИ, ДРУЗЬЯ



Возьмемся за руки, друзья,
Возьмемся за руки, друзья,
Чтоб не пропасть поодиночке.
/Окуджава Б./

Этими словами хочу начать рассказ сразу о двух памятных датах неотделимых друг от друга:  День Победы и 90 –летие со дня рождения Булата Окуджавы.

9 мая 1924 день рождения  любимого поэта,  писателя – Булата Шалвовича Окуджавы. Однажды я уже рассказывала о прозе Б. Окуджавы (см. Чтение зимними вечерами). Речь шла  о  романе   «Путешествие дилетантов». Сегодня  буду говорить о его поэзии, посвященной  Великой Отечественной.
В 1942 девятиклассник Окуджава добровольцем ушел на фронт, где был минометчиком, пулеметчиком, после ранения – радистом, ранен под г. Моздок. В 1945 Окуджава демобилизовался.  Из интервью Булата Шалвовича Юрию Росту:  « Когда я отправился на фронт, во мне бушевала страсть защищать, участвовать, быть полезным.  Это был юношеский романтизм человека, не обремененного заботами, семьей».  Позже Окуджава напишет: «Я, помню, написал один материал военный: войну может воспевать либо человек неумный, либо, если это писатель, только тот, кто делает ее предметом спекуляции. И поэтому все эти повести и романы наших военных писателей я не могу читать, я понимаю, что они недостоверны. Редко кто бывал достоверным. Люди придумывали свою войну и себя в ней».
Предлагаю прочитать  о «своей войне» стихи  любимого поэта.


…стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли -
повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили
и ушли, за солдатом - солдат..

        
               ***
Пусть хоть жизнь свою укорачивая,
я пойду напрямик
в пулеметное поколачиванье,
в предсмертный крик.
А если, на шаг всего опередив,
достанет меня пуля какая-нибудь,
сложите мои кулаки на груди
и улыбку мою положите на грудь.
Чтоб видели враги мои и знали бы впредь,
как счастлив я за землю мою умереть!


            ***
Я ухожу от пули,
делаю отчаянный рывок. 
Я снова живой 
на выжженном теле Крыма. 
И вырастают 
вместо крыльев тревог 
за моей человечьей спиной 
надежды крылья.

         ***
Джазисты уходили в ополченье,
цивильного не скинув облаченья.
Тромбонов и чечеток короли
в солдаты необученные шли.

Кларнетов принцы, словно принцы крови,
магистры саксофонов шли,
                       и, кроме,
шли барабанных палок колдуны
скрипучими подмостками войны.

На смену всем оставленным заботам
единственная зрела впереди,
и скрипачи ложились к пулеметам,
и пулеметы бились на груди.

Но что поделать, что поделать, если
атаки были в моде, а не песни?
Кто мог тогда их мужество учесть,
когда им гибнуть выпадала честь?

Едва затихли первые сраженья,
они рядком лежали. Без движенья.
В костюмах предвоенного шитья,
как будто притворяясь и шутя.

Редели их ряды и убывали.
Их убивали, их позабывали.
И все-таки под музыку Земли
их в поминанье светлое внесли,

когда на пятачке земного шара
под майский марш, торжественный такой,
отбила каблуки, танцуя, пара
за упокой их душ.
                За упокой./Джазисты/
1959



Победа нас не обошла,
да крепко обожгла.
Мы на поминках водку пьем,
да ни один не пьян./ Ангелы/


А в заключении завораживающая нежная  песня для всех поколений – песня о мире, о любви,  о  жизни. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения